👁 7 524

Кради как художник: «Что создавать, если все уже создано?»

TL4H5fqXhc4

Есть одна довольно вредная штука, которая на первом этапе может создать кучу проблем и ввести любого «художника» в ступор. И эта штука называется «стремление к абсолютной оригинальности» или желание создать «идеально новый продукт». Пожалуй, это одна из форм такой тяжелой «болезни» как перфекционизм, где «жалобы» пациентов могут звучать так: «Доктор, у меня ступор. Я не знаю, с чего начать. О чем писать? Ведь все уже давно было написано. Что создавать? Что рисовать? Все самое классное уже создано. Все самые главные слова уже сказаны».

Лечение имитацией

И весь этот пост будет о том, что в начале пути совершенно не стоит слишком «заморачиваться» над поиском идеала и своего собственного голоса. Уникальный стиль обязательно появится в процессе. А в начале любой уважающий себя «художник» занимается тем, что…крадет. У всех начинающих  — писателей, дизайнеров, it-шников, предпринимателей — на начальном этапе, который может длиться от нескольких месяцев до многих лет, есть такой период как «Имитация».

Они (мы) на первом этапе должны научиться классно подражать другим  — как правило, своим Учителям. Музыканты имитируют звуки лучших групп последних лет. Актеры играют так, как играют их кумиры. Писатели стремятся повторить те слова и идеи, которые были востребованы последние 10 лет. Айтишники пытаются создать очередной Facebook. Меня очень вдохновляет книга «Кради как художник», которую Остин Клеон начинает с одноименной главы и слов: «Писатель Джонатан Летем был уверен: если люди называют что-то «оригинальным», то в девяти случаях из десяти они просто не вычислили источник заимствования. Всякий хороший художник знает: ничто не появляется из пустоты. Все результаты творчества опираются на созданное раньше. Нет ничего абсолютно оригинального. Верно сказано в Библии: «…нет ничего нового под солнцем» (Экклезиаст 1:9)».

Поначалу все великие художники не создают ничего нового. Как говорил Пабло Пикассо: «Искусство — это кража».

Уроки подражательства от Рэя Брэдбери и Марка Кистлера 

Рэй Брэдбери как-то сказал: «Ежедневно начиная с двенадцати лет я писал как минимум тысячу слов в день. В течение многих лет за одним плечом у меня стоял По, а за другим — Уэллс, Эдгар Берроуз и почти все писатели, публиковавшиеся в «Astrounding» и «WeirdTales». Он признается, что его первые рассказы, опубликованные когда Рэю было 20 лет, были «имитацией». И только во время третьей публикации в журнале был написан и издан, скажем так, самобытный рассказ. Между тем, как Рэй начал писать, и тем, как он смог написать что-то стоящее, прошло 8 лет. За это время он написал три миллиона слов. Конечно, как он позже с грустью говорил, что восемь лет — это «слишком много для имитации». Но это совсем другая история. О ней мы поговорим как-нибудь в следующий раз.

jkczesjjh

Новое прочтение Мона Лизы, — источник

Кстати, Марк Кистлер — преподаватель рисования, ученики которого участвовали в проектировании МКС, луноходов и марсоходов, а также в создании таких мультфильмов, как «Шрек», «Мадагаскар» — в своей книге «Вы сможете рисовать через 30 дней» пишет:

«Прежде чем вы выполните этот рисунок сами (уверен, у вас это скоро получится), я хочу попросить вас три раза скопировать его. «Что? — воскликнете вы в ужасе. —  Скопировать? Но это мошенничество!» Нет-нет, не согласен. За тридцать лет преподавания я пришел к убеждению, что нужно всячески поощрять копирование учениками чужих рисунков. Я прошу их копировать комиксы о супергерое из воскресных приложений к газетам, журнальные фотографии лиц, рук, ног, лошадей, деревьев и цветов. Копирование — это чудесный способ по-настоящему разобраться, как все эти линии, углы, кривые и фигуры складываются в единый образ. Только подумайте, ведь все великие живописцы и скульпторы эпохи Возрождения — Рафаэль, Леонардо да Винчи,  Микеланджело — копировали картины для того, чтобы научиться рисовать. Этот старый как мир вопрос мы обсуждали с коллегами из студий Диснея, Pixar и Dream Works. Все они, ничуть не смущаясь, подтвердили, что во время обучения рисованию в школе и университете копировали рисунки маститых художников и это очень помогало им».

Я вас не призываю воровать чужие идеи и интеллектуальную собственность. Конечно, нет! Но если вы чувствуете, что вам есть, что сказать или показать миру, не впадайте в перфекционизм. Не затыкайте свой голос только потому, что «все самое прекрасное уже создано». Впитывайте чужое, миксуйте, создавайте свое. Как говорил режиссер Джим Джармуш: «Крадите все, что вступает в резонанс с вашим воображением или подпитывает его. Жадно поглощайте все впечатления и явления: старые и новые фильмы, музыку, книги, картины,  фотографии, стихи, сны, случайные разговоры, архитектуру, мосты, уличные указатели, деревья, облака, потоки воды, свет и тени. И крадите лишь то, что находит живой отклик в вашей душе. Если делать так, ваша работа — ваша кража — будет оригинальной».

рs: И, конечно же, по этой теме я горячо рекомендую всем прочесть книгу «Кради как художник». Она вводит в особое состояние и заставляет творить! Она помогает убрать рамки и дарит свободу самовыражения. Это та книга, которую я чаще всего дарю своим друзьям.

…А уже совсем скоро стартует мой авторский курс «Текстура», который научит писать и заставит вспомнить, как же здорово вытащить из себя творческую энергию: www.textura.pro

Победителю подарим мегакрутую читалку для электронных книг PocketBook 632 Touch HD, еще будет годовая подписка на Bookmate, а среди самых «социоактивных» каждую неделю будем разыгрывать книги от издательства МИФ.

Присоединяйтесь, если слова рвутся из груди!
165793162-612x612

Читайте также: