Как написать классный текст? 9 основных принципов с примерами
«Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом суть творчества», — сказал писатель Жюль Ренар. Знакомое чувство? Хотите научиться писать лучше? Тогда скорее присоединяйтесь к Текстуре, которая стартует уже завтра — 11 июня.
Вас ждет 21-дневный курс по написанию взрывных текстов, которые привлекают, вдохновляют и продают.
Ну а ниже несколько принципов, которые помогают создавать мощные тексты. Это 2% того, что будет за 21 день курса.
— Нарисуйте свою картину мира.
Харуки Мураками выразил отличную мысль: «Чем больше взаимосвязей — тем глубже смысл». Неважно, что вы пишете — художественную или не художественную литературу — чем лучше вы разбираетесь в жизни и в причинно-следственных связях, тем лучше.
Для начала важно понять:«А кто вообще я? Что я знаю про жизнь? И что хочу сказать миру?». Личность художника стоит выше творчества. Именно поэтому в «Текстуре» я уделила такое значение вопросам «самопонимания» и ответу на вопрос «Зачем?».
— Придумайте собственную структуру.
Если вы заметили, то все тексты я пишу по определенной структуре. Ее я называю «Бутерброд». Если знать принципы построения бутерброда, то можно создать любой текст.
Свою структуру придумать несложно: найдите тексты, которые вам нравятся. Разложите их на кубики «лего»; выясните, из чего состоит каждый кубик, а потом соединяйте их по своему желанию.
Если лень это делать, то приходите на курс. Я уже потратила свое время на изучение этого вопроса, и готова поделиться готовыми структурами.
— Составьте писательские правила.
«Вдохновение — это умение приводить себя в рабочее состояние», — сказал Александр Пушкин. Чтобы быть продуктивным, нужно составить писательский чек-лист. Например, Стивен Кинг однажды пообещал себе писать по 2000 слов в день и придерживался этого правила долгое время.
А у Генри Миллера был такой свод правил: «Если похмелье, делаю заметки и организую записи, как стимул к работе. Если самочувствие хорошее, то пишу».
Большинство участников Текстуры смогли выделить себе дополнительное время для творчества, урезав время бессмысленного интернет-серфинга. Пусть это правило действовало всего 21 день, но зато суммарно они написали за время курса 1000 страниц. Мир получил 1000 страниц чистого творчества вместо интернет-серфинга.
— Пишите коротко.
Антон Чехов сказал: «В хорошем рассказе, как на военном корабле, не должно быть ничего лишнего». Еще один принцип хороших текстов — это сокращение. Надо учиться писать коротко! В рамках курса одно из упражнений такое: «Опишите свою жизнь до сегодняшнего дня в 6-9 словах». Помните, Эрнест Хемингуэй задал эту тенденцию, когда поспорил, что напишет рассказ из 6 слов, который заставит людей плакать: «Продаются детские ботиночки. Неношеные».
Такие остроумные и грустные штуки писали наши текстурщики! Вот несколько:
«Неужели я нашла себя? Пишу. Мне только 37».
«Она верила, что сможет. Поэтому смогла».
«Мне 33. Продайте 2 доски и гвозди».
— Рассказывайте «истории».
Третий принцип — это не говорить в «лоб». Ошибка большинства в том, что они не рисуют «картинки». Они не задействуют правое полушарие, отвечающее за воображение. Приведу пример, как не надо писать. Допустим, вы хотите выразить мысль о том, что эксперты ошибаются:
«Вы знаете, что нельзя доверять экспертам? Многие люди слепо полагаются на мнение экспертов. И забывают о том, что эксперты — это те же люди. А если люди, значит, они могут ошибаться. Нельзя слепо полагаться на мнение экспертов, потому что у них свое видение и свой опыт. Они могут чего-то не знать, не разглядеть в вас таланта. Так что хорошо фильтруйте то, что вам скажут эксперты и не воспринимайте на свой счет».
Вы уже уснули? Любую мысль можно написать короче, красочнее и объемнее, использовав «фактуру».Например, так:
«Фаину Раневскую директор одного из театров называл «совершенной бездарью», а Уолта Диснея уволили из газеты из-за «отсутствия воображения». Это всё, что вам нужно знать об «экспертном мнении».
Чувствуете разницу?
— Не используйте канцеляризмы.
Канцеляризмы убивают живость речи. Я придумала одно задание для курса, которое, как ни странно, многих заставляет плакать. Мы берем обычную Конституцию и переписываем ее для детей! Ведь детям «взрослая» конституция совершенно непонятна. Получается всегда по-доброму, трогательно и нежно.
И сюда же. Все неточные слова из серии «более», «менее», «как-нибудь», «когда-нибудь», «около» обычно «травмируют» лимбическую систему головного мозга и она начинает относиться с опаской к такой информации.
Вообще на «Текстуре» мы изучаем более 25 правил, касающихся стилистики. Что? Я сказала слово «более»?
— Играйте с метафорами.
Метафора — крутая штука. Наш мозг включает образное мышление, если один объект сравнивают с другим. Есть интересный прием, который используют в Стэнфорде для развития креативного мышления.
Его структура простая: «Объект А похож на Объект Б, потому что …., и следовательно…». На «Текстуре» мы учимся генерить метафоры на все случаи жизни. Например, один из участников написал: «Хорошие идеи похожи на второй носок, потому что идеи так же тяжело найти, и следовательно ни носками, ни идеями нельзя разбрасываться».
— Уделите много времени заголовку.
Папа рекламы Дэвид Огилви считал, что созданию заголовка надо уделять не меньше, чем всему тексту. Заголовок — это входная дверь вашего текста. Если он непривлекательный, то никто не захочет узнать, что внутри комнаты.
Все великие заголовки созданы с помощью стратегии PINC. Они обещают (promise), интригуют (intrigue), определяют потребность (need) или просто описывают содержание (content). На курсе мы разберем примеры для каждого из них.
— Цепляйте людей с первого предложения.
Говорят, что у вас не будет еще одного шанса произвести первое впечатление. Это же правило работает и в плане текстов. Он, как и заголовок, должен цеплять с первой фразы: задевать «боль», обещать решение проблемы, давать полезность, быть интригующим или остроумным. Вот два варианта начала для одной и той же мысли.
А) «Друзья, хочется поговорить с вами о влиянии разных факторов на уровень дохода. А еще о том, что во многих случаях прямая корреляция отсутствует…»
Б) «Есть такая фраза: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». И сегодня я расскажу почему».
Какой из вариантов больше цепляет?
Как я уже сказала, это только 2% того, что вас ждет на «Текстуре».
В течение 21 дня мы будем много писать (действительно, много), изучать структуры «Бутерброд» и «Слойка», литературные приемы, секреты хорошего интервью, заголовки, затравки, виды фактуры, писать речи, переписывать конституцию, веселиться и разбираться в себе. Еще у вас будет чат в «WhatsApp» для общения между собой.
Во время курса мы проведём 6 вебинаров:
3 вебинара, на которых вы сможете задать интересующие вопросы Ларисе, увидеть типичные ошибки в текстах участников, получить разбор некоторых текстов и порцию вдохновения.
3 вебинара от приглашенных спикеров — экспертов в писательстве. Они расскажут о том, как опубликовать книгу в известном издательстве, стать автором или экспертом СМИ, заинтересовать Главного Редактора и публиковаться на лучших площадках.
* * *
И вот еще 3 причины, по которым вам стоит прыгнуть на Борт нашей Большой пишущей машинки:
1. Вы, наконец, перестанете откладывать, а просто возьмете и сделаете то, что давно себе обещали: научитесь писать по-настоящему!
2. «Текстура» гарантирует дисциплину. Ежедневные задания будут держать вас в тонусе, а отчеты — не дадут слиться. Кстати, отчеты мы не делим на «правильные» или «неправильные», «хорошие» или «плохие». Главное — факт сдачи. Если вы их присылаете, то в любом случае проходите дальше.
3. Вы будете чувствовать себя превосходно. Каждый день вы будете погружены в состояние творчества…а это опьяняет, заряжает и вдохновляет!
Присоединяйтесь! Писательская мышца, готовься!