20 из 100: Кради как художник: «Что создавать, если все уже создано?»
Есть одна довольно вредная штука, которая на первом этапе может создать кучу проблем и ввести любого «художника» в ступор. И эта штука называется «стремление к абсолютной оригинальности» или желание создать «идеально новый продукт».
Пожалуй, это одна из форм такой тяжелой «болезни» как перфекционизм, где «жалобы» пациентов могут звучать так: «Доктор, у меня ступор. Я не знаю, с чего начать. О чем писать? Ведь все уже давно было написано. Что создавать? Что рисовать? Все самое классное уже создано. Все самые главные слова уже сказаны».
— Лечение имитацией —
И весь этот пост будет о том, что в начале пути совершенно не стоит слишком «заморачиваться» над поиском идеала и своего собственного голоса. Уникальный стиль обязательно появится в процессе.
А в начале любой уважающий себя «художник» занимается тем, что…крадет. У всех начинающих — писателей, дизайнеров, it-шников, предпринимателей — на начальном этапе, который может длиться от нескольких месяцев до многих лет, есть такой период как «Имитация».
Они (мы) на первом этапе должны научиться классно подражать другим — как правило, своим Учителям. Музыканты имитируют звуки лучших групп последних лет. Актеры играют так, как играют их кумиры. Писатели стремятся повторить те слова и идеи, которые были востребованы последние 10 лет. Айтишники пытаются создать очередной Facebook.
Меня очень вдохновляет книга «Кради как художник», которую Остин Клеон начинает с одноименной главы и слов: «Писатель Джонатан Летем был уверен: если люди называют что-то «оригинальным», то в девяти случаях из десяти они просто не вычислили источник заимствования. Всякий хороший художник знает: ничто не появляется из пустоты. Все результаты творчества опираются на созданное раньше. Нет ничего абсолютно оригинального. Верно сказано в Библии: «…нет ничего нового под солнцем» (Экклезиаст 1:9)»
Поначалу все великие художники не создают ничего нового. Как говорил Пабло Пикассо:«Искусство — это кража».
— Уроки подражательства от Рэя Брэдбери —
Рэй Брэдбери как-то сказал: «Ежедневно начиная с двенадцати лет я писал как минимум тысячу слов в день. В течение многих лет за одним плечом у меня стоял По, а за другим — Уэллс, Эдгар Берроуз и почти все писатели, публиковавшиеся в «Astrounding» и «Weird Tales».
Он признается, что его первые рассказы, опубликованные когда Рэю было 20 лет, были «имитацией». И только во время третьей публикации в журнале был написан и издан, скажем так, самобытный рассказ.
Между тем, как Рэй начал писать, и тем, как он смог написать что-то стоящее, прошло 8 лет. За это время он написал три миллиона слов.
Конечно, как он позже с грустью говорил, что восемь лет — это «слишком много для имитации». Но это совсем другая история. О ней мы поговорим как-нибудь в следующий раз.
Кстати, Марк Кистлер — преподаватель рисования, ученики которого участвовали в проектировании МКС, луноходов и марсоходов, а также в создании таких мультфильмов, как «Шрек», «Мадагаскар» — в своей книге «Вы сможете рисовать через 30 дней» пишет:
«Прежде чем вы выполните этот рисунок сами (уверен, у вас это скоро получится), я хочу попросить вас три раза скопировать его. «Что? — воскликнете вы в ужасе. — Скопировать? Но это мошенничество!» Нет-нет, не согласен.
За тридцать лет преподавания я пришел к убеждению, что нужно всячески поощрять копирование учениками чужих рисунков. Я прошу их копировать комиксы о супергерое из воскресных приложений к газетам, журнальные фотографии лиц, рук, ног, лошадей, деревьев и цветов. Копирование — это чудесный способ по-настоящему разобраться, как все эти линии, углы, кривые и фигуры складываются в единый образ.
Только подумайте, ведь все великие живописцы и скульпторы эпохи Возрождения — Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело — копировали картины для того, чтобы научиться рисовать.
Этот старый как мир вопрос мы обсуждали с коллегами из студий Диснея, Pixar и Dream Works. Все они, ничуть не смущаясь, подтвердили, что во время обучения рисованию в школе и университете копировали рисунки маститых художников и это очень помогало им».
Я вас не призываю воровать чужие идеи и интеллектуальную собственность. Конечно, нет! Но если вы чувствуете, что вам есть, что сказать или показать миру, не впадайте в перфекционизм. Не затыкайте свой голос только потому, что «все самое прекрасное уже создано».
Впитывайте чужое, миксуйте, создавайте свое.
Как говорил режиссер Джим Джармуш:
«Крадите все, что вступает в резонанс с вашим воображением или подпитывает его. Жадно поглощайте все впечатления и явления: старые и новые фильмы, музыку, книги, картины, фотографии, стихи, сны, случайные разговоры, архитектуру, мосты, уличные указатели, деревья, облака, потоки воды, свет и тени. И крадите лишь то, что находит живой отклик в вашей душе. Если делать так, ваша работа — ваша кража — будет оригинальной».