41 из 100: «Почему вы не купите себе «Бентли», или как повысить уровень нормы?
Когда я работала кастинг-директором одного модельного проекта, к нам пришла девушка Настя. Точнее, попала совершенно случайно — мимо проходила. Красивая, молоденькая, умная — к своим 18 годам написала пару компьютерных программ по комплексному решению уравнений, сдала несколько предметов ЕГЭ на 100 баллов, было видно, что IQ зашкаливает. Мы ее прозвали молодой Марией Склодовской-Кюри.
Но больше всего меня поразил вот такой разговор с Настей на кастинге:
— А кем работают мама и папа?
— Папа — водитель-дальнобойщик, мама — в продуктовом ларьке возле дома.
— Ну а ты — очевидный гений — кем ты хочешь работать лет через 10? Наверное, как Эйнштейн будет делать великие открытия?
— Я? — тут она на секунду задумалась и потом, как будто извиняясь, продолжила, — Вообще я думала, как мама, пойти работать в ларёк.
У меня чуть не отвались челюсть. В какой еще ларёк при таких исключительных талантах?
Потом один из продюсеров проекта мне объяснила: «Понимаешь, у каждого человека есть свой уровень нормы. Все, что он видит вокруг себя, это нормально. Ребенок, который с детства видит, как его отец изменяет матери — считает это нормой. Ребенок, родители которого пьют, тоже считает это нормой. И точно так же для Насти — абсолютно нормально, имея кучу талантов и IQ выше, чем у всех нас, работать всю жизнь в ларьке».
Почему ты не купишь себе «Бентли»?
Допустим, вы родились в скромной семье, где на обед принято есть вареную гречку. Для вас это норма. И вот вы приходите домой к другу, у которого на обед плов, борщ, три вида пирогов, компот и бутерброды с красной икрой (наверное, у всех в детстве были похожие ситуации). И для него это норма.
А если этот друг приходит в гости к вам (понятное дело, что вам его стыдно звать после этого в свой скромный дом) и видит тарелку гречи и стакан воды, то для него это уже «ненормально».
А что для вас «нормально» есть на обед? Как вы поняли, уровень нормы — очень субъективное понятие.
Помню, как мне рассказывали про одну богатую наследницу, которая всю жизнь жила во Франции и вращалась только в высшем обществе. Однажды она прилетела в Россию и прямо в аэропорту встретила старого знакомого за рулем «Рено». С абсолютно серьезным выражением лица она спросила: «А почему ты не купишь себе «Бентли»? Тебе что не нравится «Бентли»?».
Интересно, она знала, что нелюбовь к «Бентли» — это далеко не первая причина, по которой этой машины нет у подавляющего большинства людей планеты?
Норма, вверх!
С деньгами, отношениями, работой — абсолютно такая же история. Мы всегда получаем то, что укладывается в наши представления нормальности. Если для нас нормально, будучи очень талантливым, оценивать свой час работы в 100 рублей, то он и будет стоить столько.
Во многом именно уровень нормы — это очень мощный ограничитель. Что с этим делать? Поднимать этот уровень.
Вы, наверное, слышали о том, что во время некоторых семинаров просят «визуализировать свою мечту». Типа: «Если ты хочешь «Бентли», сходи на тест-драйв, посиди в салоне, сделай селфи за рулем, в конце концов». Понятно, что такая позиция выглядит немного нелепо, но, тем не менее, это один из самых простых способов повысить уровень.
Оговорка: если вы повышаете уровень нормы в материальных вещах, то это вряд ли приведет к счастью. Самое важное — это стать Мастером в своем деле и добиться уверенности в том, что ваше мастерство дорогого стоит. Ну то есть повысить уровень нормальности того, сколько в нашем мире стоит СуперПрофессионал.
Иногда мне пишут люди, которые тоже хотят написать книгу. Обычно это выглядит так: «Я очень хочу выпустить свою книгу, но *тут идут отмазки, отмазки, отмазки, бла-бла-бла* я еще не готов/а».
Я у них спрашиваю: «А когда будешь готов/а? «Нормальный писатель» он какой по-твоему?». И тут, как правило, идет рассуждение а-ля: «Мне надо набраться жизненного опыта; я не знаю, о чем писать и как это делать. И вообще я все время представляю мужиков с бородой типа Толстого и Достоевского и жду, когда мне стукнет 60 лет, чтобы выйти на пенсию и писать».
Вот и всё. «Нормальный писатель» — это мужик с бородой 60 лет. Если ты не мужик с бородой 60 лет, но при этом писатель — многие воспринимают это как аномалию.
Что делать?
Мне повезло: благодаря работе в Москве в СМИ, я всегда вращалась в кругу молодых и талантливых людей. Людей, которые до еще 30 лет снимались в лучших фильмах, выигрывали мировые музыкальные конкурсы, писали шедевральные сценарии, придумывали глобальные проекты и хорошо зарабатывали на своих талантах.
Именно такое окружение сформировало мой уровень нормы. Хотя, признаюсь, очень часто я впадала в уныние, потому что мне казалось, что я хуже их всех.
И только сейчас я осознаю, что мой уровень нормы, сформированный тем окружением, позволил принять тот факт, что книгу о серьезных вещах можно написать и выпустить до 30 лет.
Я думаю, что самый действенный способ поднять уровень нормы — это сменить окружение. Если вы будете общаться с людьми, которые много работают, реализуют крупные проекты, зарабатывают, путешествуют, — сами станете таким же. Если будете вращаться в кругу тех, кто постоянно ноет, жалуется, ничего не делает, то превратитесь в такого же человека.
И напоследок золотые слова из книги «Кради как художник»: «Актер и кинорежиссер Харольд Рамис, который людям моего поколения известен по роли Игона в фильме «Охотники за привидениями», как-то поделился своим правилом успеха: «Найдите самого талантливого человека в комнате и, если это не вы, держитесь рядом с ним. Следуйте за ним повсюду. Старайтесь быть полезным ему. А если однажды вдруг окажется, что самый талантливый человек в комнате — это вы, ищите другую комнату». Рамису повезло: в его «комнате» самым талантливым оказался его друг Билл Мюррей».