Грани нормальности: история про творчество без страха

Представь, что я прихожу к тебе и говорю: «Дружище, я придумала идею для фильма! Давай снимем. Идея такая: сумасшедший фермер голый бегает по ферме и насилует свинью. Иногда он смотрит, как совокупляются куры, катает по земле колесо, да просто радуется жизни. Когда свинья рожает от фермера поросят, он начинает ревновать их к матери, а потом всех вешает. После этого он показывает мертвых поросят свинье и убивает ее. В итоге закапывает себя в землю вместе с возлюбленной… Ну как тебе идейка, снимаем?»

Закрой на секундочку глаза и представь себе этот фильм. Ну как, ты со мной?

Если тебя тошнит от написанного выше, значит, ты нормальный человек. И если ты сейчас мысленно крутишь у виска, то это тоже нормальная реакция.

Но на самом деле этот фильм уже сняли! Он называется «Свадебная ваза» и вышел в 1975 году. Согласно «Кинопоиску», в его изготовлении принимали участие как минимум четыре человека. Посмотрите трейлер;)

И вот представь: четыре человека воплощали эту идею, обсуждали ее глубину. Кстати, в сети даже есть такой поисковый запрос: «Свадебная ваза смысл». А еще есть серьезные, аналитические рецензии. Вот посмотри на полёт мысли этого рецензента:

«Это фильм об одиночестве. Там вообще нет других персонажей, герой там единственный, примерно как последний человек на земле. Представим себя на месте последнего человека на земле или, допустим, Робинзона на необитаемом острове, но без Пятницы. И вот на таком необитаемом острове только ты, свинья и куры. Каждому человеку, живущему в обществе, ясно, что со свиньями не совокупляются*. Но это в обществе, а общества нет.

А как будет, допустим, через десять лет? Тогда все понятия перепутаются в голове. Не надо будет знать новости, не надо будет чистить зубы, и вообще ничего не надо. А как будет через двадцать лет? Тогда ты еще будешь знать, что свинья — это свинья, а не человек. А как будет через тридцать лет? Тогда ты уже, наверное, забудешь о том, что свинья называется вот этим словом из шести букв — „свинья“, а будет она для тебя неким бегающим четвероногим персонажем.

А как будет через сорок лет безнадежного одиночества? Свинья уже будет не совсем свиньей, а неким жителем острова, ты станешь равным свинье, а свинья — тебе. Не останется уже ни понятия „свинья“, ни понятия „человек“, и вообще ничего не останется. И вот тогда совокупляться со свиньей станет вполне себе возможно. Мне кажется, именно это и имел в виду режиссер Тьерри Зено, когда снимал этот фильм. Примерно таким существом на необитаемом острове он себя и ощущает, и в этом состоит весь сакральный смысл фильма…»*

И ты знаешь, после этой рецензии я прониклась фильмом. Если его рассматривать с такой точки зрения, то он вполне имеет смысл. И ведь правда, этот фильм — об одиночестве. Конечно, тема раскрыта несколько гротескно, но кто сказал, что у искусства должны быть границы? Кто сказал, что право на существование имеет только «высокое» искусство? Кто сказал, что мысль художника должна быть ограничена рамками морали?

Как-то раз я рассказала эту историю на своем мастер-классе, и потом десятки человек написали мне, что именно она их вдохновила. Они писали: «„Свадебная ваза“ развязала мне руки! Как можно после этого бояться делать свое творчество? Я понял, что моя задумка вполне жизнеспособная! Там даже ни одна свинья не пострадает». Другие писали: «Я боялся, что я не найду читателей для своих книг, потому что они странные. Теперь я понял: если даже фильм про любителя свиней нашел поклонников и команду для съемки, то как я могу сомневаться в себе?»

Безусловно, я рассказала тебе про этот фильм не для того, чтобы кто-то решил разделить ложе со свиньей. Суть вот в чем: если ты видишь смысл в своей идее, то реализуй ее! Плюнь с высокой колокольни на морализаторов, политиков, ханжей, священников, веганов, ну, и на всех, кто с тобой не согласен.

Если тебе кажется, что твоя идея трешевая, то оцени ее по шкале от 0 до 10 тьерризено-герц. Ну как? Может, недостаточно трешево? По большому счету в этом мире все бессмысленно.

Даже искусство. И особенно искусство. Смысл имеют всего две вещи. Первое: качество наших отношений с людьми. Второе: хватит ли нам смелости признать, кто мы, и реализовывать свои мечты. Режиссеру Тьерри Зено, как бы мы с тобой ни относились к его фильму, смелости хватило. А тебе?

Глава из моей книги «33+. Алфавит жизненных историй».

Если хочешь научиться творить без страха, научиться писать харизматичные тексты и реализовывать свои самые смелые творческие мечты, то приходи на «Текстуру»: www.textura.pro

Старт 16 марта.

>

Читайте также:

Комментарии к статье: